Париж со мной и без меня.
Париж. Со мной и без меня.
Париж со мной... И без меня...

Жанну Яковлеву в Москве почти не застать. Она перелетает из Малайзии в Китай, из Китая в Дамаск...Ее зовут с выставками все: наши посольства в разных странах, комитеты женщин и даже олимпийские комитеты, как было, к примеру, на олимпиаде в Пекине...Но про Париж художница Яковлева не забывает никогда. "Люблю бродить по Парижу одна. Посидеть в кафе на бульваре с бокалом вина. Зайти на чей-то вернисаж - там не нужно приглашений, пришел, значит, гость..." А еще Жанна любит приезжать во французскую столицу как раз в это время. "Конец октября, ноябрь - это мое. Нет оголтелой толпы туристов, и что самое главное - нет листвы". Как считает художница, именно в этот период Париж открывает взору свои дома и свой первозданный цвет.

Видеть Париж таким удивительно...На полотнах Жанны Яковлевой он часто - белый, как будто весь покрылся снежной дымкой. Но, парадокс, от этого не менее узнаваемый и прекрасный. Не случайно же ее известная картина "Окно в Париж", где белая, почти прозрачная женщина, сидит у открытого окна на фоне белесых парижских мансард, привлекла внимание жюри, вручившего ей бронзовую статуэтку "Ирида" в конкурсе "Весенний салон".

А еще Париж Жанны Яковлевой может состоять из фрагментов - чтобы в нужный момент собраться в единый пейзаж. Такие двойные, тройные, четверные картины тоже будут в экспозиции.

Отдельный раздел выставки - раскрашенные карандашные рисунки. Будучи в Париже, Жанна никогда не выходит на его улицы без одной очень важной вещи - альбома. Альбом у Яковлевой обычно - это такая квадратная толстая книга с очень плотными листами-страницами. Как можно догадаться, любой неожиданный ракурс, великолепная панорама или просто удивительная уличная сценка - ничто не ускользает от внимательного взора художницы и тут же ложится на страницы. Часто превращаясь в отдельно взятое произведение искусства.

Ну и какая же выставка про Париж без "Любительницы абсента"! Мало того, что почти все работы Жанны Яковлевой на ее выставке - новые. Буквально за несколько дней до вернисажа она закончила еще одно полотно - "Мутон Кадет", свой парафраз знаменитой картины Пикассо. И зрителям придется догадаться самим, кто эта женщина в парижском кафе с бокалом знаменитого вина. Не сама ли художница, которая допьет свой бокал, раскроет альбом и нарисует рукотворное чудо?

Мария Овсова
 
 
 Париж - это предмет зависти для тех,
кто никогда его не видел,
счастье или несчастье
(смотря как повезет ) для тех,
кто в нем живет, но всегда - огорчение для тех,
кто принужден покинуть его.

Оноре де Бальзак

Все девять художников, собранных под эгидой «Большого французского путешествия», имеют яркое узнаваемое лицо, и каждый из них выбрал для своей французской недели ту Францию, которая ближе всего к его дарованию. Не исключением стала и Жанна Яковлева, которая назвала свою выставку « Париж со мной и без меня».
Почему из всего своего творчества последнего десятилетия, в котором много французских работ, написанных в разные годы в других городах и провинциях Франции , она решила, что лучше всего она сегодня сможет рассказать о Париже (или он о ней?) Может быть потому что, как сказал Э.Хемингуэй "Париж никогда не кончается?" А может быть потому, что он у всех вызывает любовь и желание познать и никому так и не открывается до конца? Или потому, что после сотен увиденных полотен о Париже тебе кажется, что именно ты ухватишь те главные парижские особенности, которые не познал другой? Париж никого не разочаровывает, он всем отвечает взаимностью, но в тоже время со всеми ровен, холоден и отстранен. Париж вызывает на разговор, и только тот, кто сумеет не только рассказать о городе, но и перейти с ним к диалогу, способен открыть свой Париж.
Почему же так важен Париж для московской художницы Жанны Яковлевой? Быть может в этом сыграло не последнюю роль ее легкое французское имя или это случилось тогда, когда Париж стал первым городом на пути ее творческой свободы. Или он необходим ей потому, что его постоянство, его неизменная, неподвластная времени красота утешает ее мятущуюся душу? Как знать? Так или иначе его постоянство не наскучивает ей, она знает на каком языке поговорить с Парижем.
В Париже, созданном Жанной, все знакомо, но ничего не узнаваемо, все ускользает от взора, впечатления мимолетны. Диалог ведется легко, в нем есть прелесть игры, недомолвки и недосказанности. В этой истинной внутренней "парижскости' возможно и таится главное очарование ее живописных работ. Избегая тяжеловесности масла, используя все технические возможности акрила, от самых фактурных до размытых «акварельных», художница ведет бесконечный разговор с городом. Работы Жанны по сути иллюстрации этого диалога, отражения ее чувств и настроений - это ее «Париж со мной», где все условно: время года, место, цвет, свет и тени, в нем чувствуется лишь «гений места». Но есть в творчестве художницы и другой Париж, о котором замечательно сказал М.Герман: "Париж не ласков к тем, кто любит его простодушно и доверчиво .Он суров и не прощает уныния, но всегда открыт для бодрой и дерзкой мысли, для суровой отваги. Париж снисходителен к слабым, в нем могут жить бедные и отверженные, но он не прощает трусости и равнодушия и отворачивается от тех, кто не способен оценить его потаенные дары. В Париже нелегко выстоять, но ни один город в мире не дает для этого столько сил" И с этим Парижем Жанна тоже нашла общий язык. К сожалению, формат выставки не позволил показать большие, смелые и свободные, состоящие из нескольких частей, картины Жанны, которые не раз выставлялись в самом Париже, неоднократно награждались и получили заслуженную похвалу французских галеристов.
Что же касается графического раздела ее выставки, то в нем Жанна Яковлева предстает сложившемся и признанным мастером. На выставке представлены листы из дорожных альбомов, которые она берет с собой в путешествия, полные ее первоклассных рисунков, с очень точной и твердой линией, отлично скомпонованных. Они в отличие от живописи более определенны по месту и событию, в них присутствуют точно схваченные реалии парижской жизни. Ее дар рисовальщика помогает ей понять суть вещей и событий, но это ни в коей мере не служит художнице подготовительным рисунком к живописи, это несомненно самостоятельные и талантливые произведения искусства.
Как и у многих современных художников, чей путь лежит не только в чисто живописных исканиях, в ее палитре не так много ярких цветов. Долгие годы художницу больше прельщала серо-жемчужная изысканная гамма, которая как нельзя лучше позволяла ей передать ее Париж. За несколько последних лет гамма живописных и графических работ сблизилась и художница почувствовала необходимость привнести в свою палитру больше цвета. Новшество коснулось как живописи, так и графики. За последний год появилась серия раскрашенных рисунков, представленная на этой выставке, а также цвет все больше проникает и в ее чисто живописные работы. Скорее всего, уже следующая выставка откроет нам обновленную Жанну Яковлеву, а ее любимый Париж такая новизна сможет только порадовать.

Елена Грязнова.

Краткая биография:

Жанна Яковлева закончила Суриковский институт, спустя 10 лет - Строгановку. Член Союза художников Москвы. Участница многочисленных персональных и групповых выставок в России и за рубежом.