Авторы этого проекта - Станислав Азаров и Алексей Шилов - хорошо известны московской публике, и своими станковыми работами в технике офорта, которым занимаются по сей день к удовольствию собирателей этого вида искусства, и концептуальными проектами, показанными, начиная с 2005-ого года на различных выставочных площадках Москвы. «Битва: Ангелы против Стрекоз», «Тотальный офорт», «Буквы», «Настенная книга», «Предметные сны», «Пространство гипертекста» и др.
Проекты С.Азарова и А. Шилова привлекают концептуальной, творческой, образной составляющей, и техническими экспериментами в области печатной графики, которая неизменно является основой их проектов. Авторы экспериментируют с доской (причем сама печатная форма является зачастую в их интерпретации художественным объектом), со способами печати, с печатными материалами - это гравюры на коже, текстиле, лаваше, утеплителе, поролоне и. т.д. Не отказываясь от родовых особенностей печатной графики, они стремятся к синтезу современного концептуализма и пластике станковых форм, балансируя на острие традиций и новаций, привлекая неожиданностью выдумки и завершенностью образа.
Новый проект С. Азарова и А. Шилова, предлагаемый вниманию зрителей, «Диалоги с Джузеппе», синтезирует и развивает образные и пластические идеи, сформулированные в предыдущих проектах и станковых работах.
Джузеппе Арчимбольдо - итальянский художник, живший в 16 веке. Он прославился как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле. Эти портреты символизировали связь макро и микро космоса и иллюстрировали одну из главных идей натурфилософии о живом космосе - бог есть природа, и человек ее часть. За четыре века, минувшие со времен Арчимбольдо, мир сильно изменился, изменилось наше ощущение мира, изменилось место человека в мире. Человек из элемента биосистемы превратился в величину, определяющую само существование планеты, наряду с мировым океаном или вулканической системой. Человек все больше и больше зависит от плодов своей деятельности, он создает искусственные единицы существования, окружая себя множеством предметов, которые структурируют его жизнь и меняют его самого, включая эмоциональную сферу.
Стас Азаров: «Люди состоят из плоти, крови, мыслей, слов, предметов, желаний, других людей, животных, в конце концов, из земли. Сегодня, глядя на конкретного человека, мы видим не только его физиологический портрет, мы обращаем внимание на предметы, которые его окружают, а порой только эти предметы и видим вместо людей. Мы живем в мире предметов. Таня-Митсубиси, Миша-Окна, Толик-Сено и. т. д. - даже не сразу понимаешь ,о чем идет речь ,но именно так мы порой запоминаем людей. То ли это прозвище ,то ли обозначение профессии, то ли уже имя. Наши головы забиты мыслями о каких- то предметах, про которые мы решили, что они нам полезны. Эти мысли, как паразиты в нашем сознании.... Идешь в выходной по барахольному рынку, смотришь на ряды добра, выложенные с любовью продавцами, мутными мужиками , бабушками-одуванчиками, и мысли приходят, что не гаечку нужную ищешь, а смотришь на все эти коврики предметов, как на портреты. Продавцы, само собой, и не подозревают, что свои портреты выкладывают...»
А. Шилов: «Наш проект основан на идее конструктора, которую мы начали в предыдущих проектах. Он позволяет нам, оперируя набором заранее созданных нами элементов, менять не только визуальную составляющую работ, но и их эмоциональную окраску. Автор, как творец, берет из созданного им котла разнообразные элементы и наделяет их новыми свойствами и именами, и придает тем самым им новое место в мироздании. Наблюдая мир вокруг нас, мы замечаем, что есть что-то неуловимо общее между миром вещей и миром людей - наши предметы подражают нам, их создателям, и даже передают интонацию и эмоциональную окраску наших душ...»
С. Азаров: «В фильме Терри Гилиама «Бразилия» одного из героев на улице начинают облеплять кучи бумажек , вроде бы случайно, ну одна прилепилась, ну другая, и прохожие спокойно проходят мимо. Вроде бы ничего страшного, но бумаг всё больше, человека уже почти не видно, только один бумажный шевелящийся ком. А потом внезапный порыв ветра и... ком разлетается, но человека не стало - он то ли растворился, то ли его не было вовсе...»
Вступая в диалоги с Арчимбольдо, и друг с другом, авторы пытаются пластически осмыслить этот мир, и место человека в этом новом мире.
Фрагментарность, принцип монтажа, отказ от мимесиса в работах, составляющих этот проект, не исключает символических глубин и художественной формы. Сама структура печатной графики С. Азарова и А. Шилова есть не что иное, как феномен коннотации. Листы включают оттиски с реально окружающих их предметов - полосок металла, кожи, фанеры, сетки, проволоки, ниток и.т.д., а также приемы коллажа и аппликации. Картон, который является основой печатной формы, обработанный особым образом, позволяет применять приемы сухой иглы. И это взаимодействие штриха, линии и фактур создает пластическую драматургию, подчеркивая чарующую фантазию их графики. С годами работы С. Азарова и А. Шилова становятся драматичней, однако зрителя продолжают завораживать царапающие штрихи иглы, острая выразительность линий и беспокойных пятен, придуманный мир которых несет реальную проблематику.
Сегодня офорты С. Азарова и А. Шилова находятся в собрании отдела графики ГМИИ им. А.С, Пушкина. Работы С. Азарова представлены в брюссельском музее минипринта.
Они участники международных фестивалей «Mini Print Internacional de Cadaques» в Испании, Франции, Англии. Участники выставки посвящённой П. Делла Франческа в Бельгии и Италии. Их работы принимали участие в выставках «Adogi Barсelona miniprint» (Испания), « VI Biennale Internazionale per l'Incizione» (Италия), «Biennale International Petit Format de Papier». Работы находятся в частных коллекциях Италии, Испании, Англии, Франции, Германии и России.
Куратор проекта Любовь Яхонтова
искусствовед