1 марта - 9 марта 2013г.


   

Александр Шевченко «ЛИЧНЫЙ ЗАЧЁТ»


Мандельштам в одной из статей 1922 года заметил, что «вспомнить - значит тоже изобрести, вспоминающий тот же изобретатель». Идея памяти как изобретения в революционные эпохи, будь то 1920-е или 1990-е, выглядит ретроградным цеплянием за осколки прошлого. Повторением пройденного. Человек разумный, знающий, что все хоженые пути завели в тупики, пусть и разные, позволить себе такой выбор, пожалуй, не может. Может - наивный художник. С него взятки гладки, потому как он знать не знает, что собрался стартовать, когда все мировые знаменитости уже финишировали. А тут как раз он - изготовился искать свой путь, не заметив красной растяжки «финиш».

Конечно, для Александра Шевченко образ наивного художника - своего рода еще один типаж «рассказчика», чью оптику можно использовать для взгляда на современность. Преимущества «простодушного наблюдателя», в частности, в том, что он позволяет вернуться к целостному эпическому ощущению жизни. Опираясь при этом не на идеологическую утопию, а на фольклорное жизнелюбие. Вечная фольклорная тема поиска счастья при этом, с одной стороны, пародировала утопию - равно идеологическую и технологическую. С другой стороны, чем дальше, тем более актуальной становилась полемика не с давно похороненными утопическими проектами, а с представлением о счастье как бизнес-проекте, где сумма приобретений равняется искомому результату. Тут образ художника как мудреца, с которого довольно простоты, оказался как нельзя кстати.

Шевченко словно возвращается в той развилке новой истории, где фотография потеснила живопись, спровоцировав ее поиск новых задач и нового языка. Художник отвоевывает обратно вроде бы давно сданные сопернику с фотоаппаратом территории, будь то жанровые сценки, виды города или характерные типажи: букинистов на набережной и книголюбов, шахматистов в парке или фотографирующиеся парочки. Человечность, субъективность взгляда оказывается для Шевченко важнее беспристрастности «механического глаза». Наконец, живопись предпочтительнее, когда нужна полифоническая, если так можно выразиться, оптика взгляда. Похоже, именно это интересно Шевченко.


                                                                               Жанна Васильева