БОЛЬШОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ в галерее "ЭКСПО-88"


С 1 октября по 1 декабря 2010г.


Удивительное совпадение! В России заканчивается год Франции, а в самом центре Москвы, в доме, который был построен сразу после войны 1812 года, галерея ЭКСПО-88 1 октября открывает новый сезон. И начинается он с художественного проекта "Большое французское путешествие".

Зная об уходящем событии, в галерее на улице Забелина вдруг обнаружили, что есть масса замечательных художников, давних друзей и постоянных авторов галерейных выставок, которые так же самозабвенно любят Францию. И не просто любят, а фиксируют свою любовь на холстах.

На самом деле все происходило, конечно, "не вдруг". Как-то в галерею позвонил ее давнишний друг Константин Сутягин и сказал: "Ребята, у меня тут скопилось некоторое количество французских зарисовок. Может, покажем?" Вслед за ним объявился Игорь Камянов практически с тем же предложением. И понеслось... Маша Шмидт 20 лет как живет в Париже, Галина Быстрицкая тоже давно "разрывается" между двумя странами.

Как бы там ни было - проект "Большое французское путешествие" буквально просился на стены галереи. Итог - два месяца сплошной живописной Франции, 9 выставочных недель, 9 художников,.. Диктуем по порядку: Константин Сутягин, Игорь Камянов, Надежда Крестинина , Александр Шевченко, Жанна Яковлева, Ольга Плужникова, Галина Быстрицкая, Маша Шмидт, Анастасия Слепышева. Каждый на своей персональной выставке длиной в одну неделю представит собственное видение Франции.

Те, кто регулярно ходит на выставки в ЭКСПО-88, знают, что все эти художники имеют очень важное свойство - их живописный язык узнаваем. И он абсолютно у всех разный - от почти наива Сутягина и Крестининой до мощной масляной экспрессии Быстрицкой или, наоборот, почти интимных миниатюр Плужниковой, из которых, как из тумана, возникает уютная атмосфера парижских кафешек или бульваров. В
этих работах напрасно искать фотографическое сходство, да и зачем? Главное для художников - поймать мгновение, тот неповторимый миг, когда в одном месте вдруг все сходится: свет, невероятные цвета, тени, движение и, конечно, неповторимая натура - просторы Нормандии, Бретани, Парижа, естественно.

Красота этих мест побуждает браться не только за кисть, но и за перо. И у наших художников, вслед за живописными полотнами нередко появляются объяснения в любви к прекрасной Франции. Слова просятся на саму картину, как у Сутягина: "Очень удобно красиво сидеть в кафе, пить кальвадос или хоть кофе-экспрессо, смотреть по сторонам и грустить. Комфорт превращает ужас и трагедию просто в печаль". Или складываются в целые эссе у Быстрицкой: про нормандские скалы, хрустящие как песочное печенье при ударе волн, про туман с Ла-Манша, накрывающий пляжи, сады и фермы и одновременно про "костюм от кутюр" Парижа - весь из кармашков, карманов и даже крошечных отделений. И в каждом по саду.

 

Константин Сутягин
ПАРИЖСКАЯ ОСЕНЬ

C 1 октября - 6 октября 2010г.

Zoom

Zoom

Говорить о Сутягине легко. Не просто потому, что картины его понятны всем и каждому. Просто он обладает чудесным даром наделять каждого зрителя "линзами", сквозь которые можно увидеть точку зрения самого художника.
Константин Сутягин не просто художник. Он - художник-философ. Умный художник, который не боится объяснять свое отношение к созданным им же произведениям. Обозреватель действительности. Но ПРОСТО ФОРМА художнику неинтересна, хотя он и апологет классической школы. Главное для Сутягина - состояние всего чего угодно, что попало в его обзор - будь то пейзаж, люди или воздух. Настроение, атмосфера...душа, наконец, как бы не банально это звучало. Для этого художнику обязательно нужно быть на пленере - увидеть, прочуствовать и перенести свои эмоции на полотно. Другого Сутягин не представляет и сам же размышляет: "Вкладывать в свое творение душу", говорят... Как это они себе представляют? Проснулся, зубы почистил, позавтракал, встал перед холстом - ну-с, а теперь будем вкладывать сюда душу? Хрен ты что куда вложишь."
Францию художник исколесил, Париж - любимый город мира, где "эстетика поглощает этику". "Схватить цвет" - наилюбимейшее занятие.
Не случайно критики часто говорят о Константине Сутягине как о "мастере переживания".
Вот и к Парижу художник всегда относится (и много пишет его - конечно же!) эмоционально, иногда даже с ревностью. Ну не нравятся ему деревянные будки торговцев антикварными книжками на набережной Сены напротив Нотр-Дам: "пейзаж уродуют!". Но вдруг осень, золотые листья на деревьях, нависшие тучи, лодка рассекает волны Сены - и сквозь прозрачную осеннюю дымку возникают те же неказистые будки. Кругом так все неспешно, несуетливо, лишь почти слышишь шуршание книжных страниц и ненадоедливый гул лодочного мотора, что думаешь: на самом деле художник Сутягин любит в Париже все.
И всегда готов поделиться своей любовью с другими.

Константин Викторович Сутягин родился 3 января 1964 года в Уфе. В 1986 году окончил МВТУ им. Баумана. Начал выставочную деятельность в 1988 г. С 1994 - член Московского Союза художников. Провел более 50 персональных выставок. Работы экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Париже, Лондоне, Кельне, Токио, Сеуле, Нью-Йорке, Атланте... Работы художника находятся в собрании Московского музея современного искусства (Москва), Новосибирской картинной галереи, Томского областного художественного музея, Алтайского художественного музея (Барнаул), Новокузнецкого художественного музея, Центра современного русского искусства (Джерси-Сити, США), Музея современного искусства ОSNY (Франция), публичной коллекции банка "Credit Mutuel" (Франция), Государственного выставочного зала "Ковчег" (Москва) и в многочисленных частных собраниях.

Мария Овсова

 

Игорь Камянов
ПАРИЖ/ПЕЙЗАЖ

С 8 октября - 13 октября 2010г.

 Zoom

Zoom

В проекте "Большое французское путешествие" галерея ЭКСПО-88 показывает парижские пейзажи известного московского живописца Игоря Камянова.
В свой французский проект галерея ЭКСПО-88 пригласила художников неслучайных.
Все они - давние друзья, многие выставляются здесь почти два десятилетия, но главное (и это, безусловно, кредо галереи), все нынешние авторы - истинные живописцы. Для них живопись не просто средство самовыражения, а вселенная, познавать которую можно бесконечно...
Вот и Игорь Камянов...Сколько бы ни говорили, что живопись изжила саму себя, все, что можно было высказать на холсте, бумаге, картоне, высказано - никогда художник Камянов с этим не согласится. Словом, автор нынешней экспозиции из той редкой (но слава Богу, не исчезающей) теперь породы творцов, которых можно назвать живописными исследователями ...Ищущих суть явлений и стихий, пытающихся с помощью живописных приемов буквально заглянуть за горизонт и растянуть угол зрения до немыслимых границ. Камянова могут совсем не интересовать окружающие здания, какой бы немыслимой красоты они не были бы...Зато когда солнце на рассвете начинает освещать их верхушки - вот это уже повод взяться за кисть...Причем происходит это у художника совсем не спонтанно: увидел - озарение - изобразил. Все продумано - сюжет, идея, цвета...А реальный сюжет, те же самые дома и улицы - лишь платформа, основа для собственных изысканий живописца.
Так и с парижскими пейзажами. Вот сколько не писали этот город, а таким, как у Камянова, Париж точно никто не видел. Художник даже не пытается передать фотографическую реальность окружающей среды, и лишь по отдельным размытым линиям зритель выхватывает из дымки (и сразу угадывает, несмотря на всю размытость) кусок, например, Эйфелевой башни..или какой-нибудь, обычно скрытый от глаз туристов, фрагмент стены Нотр-Дам...И цвета...когда спрашивают: "Ну разве Париж такой мрачный?", художник, который использует в своей палитре довольно аскетичный набор оттенков - жемчужные да оливковые с редкими добавлениями - неизменно отвечает: "А вы постойте у картины минут 5-10, и цвет проявится".
Познавать изображение - безусловно, самое увлекательное, что привлекает к творчеству Камянова и исследователей искусства, и просто зрителей. Еще одно удовольствие - слышать ответы художника, зачем он, например, для изображение купола знаменитого собора Сакре-Ке выбрал столь далекую позицию - аж от Инвалидов, откуда, собственно, только купол, торчащий над крышами, и видно: "А вы разве не заметили? Смотрите - вот идет вогнутая линия крыши, потом она переходит в выпуклость купола, и дальше, по конькам крыш, спускается к земле так плавно, как кружится опавший лист..." При этом художник еще может производить замысловатые движения руками, повторяющими это движения листа...
Разве это не интересно? Приглашаем и вас сыграть в эту прекрасную, и, надеемся, бесконечную игру под названием "Познание живописи".


Игорь Камянов родился в Москве в 1954. Член Союза художников (1992), Международной федерации художников ЮНЕСКО (1992), Международного художественного фонда (1996), Association Internationale des Arts Plastiques, Париж. Диплом Российской Академии художеств (2002). Лауреат Международного пленэра «Арт-Югра» (2007). У Игоря Камянова более 20 персональных выставок в России и зарубежом. Он участник многочисленных групповых выставок, в том числе во Франции, Германии, Италии, Японии...
Работы хранятся в Музее московских художников (Москва), Новосибирском государственном художественном музее, Ханты-Мансийском художественном музее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Музее Марка Шагала (Витебск, Беларусь), в корпоративных коллекциях компаний «Шелл», «Магнум Арс», Культурной ассоциации «Il Leone» (Витербо, Италия), публичной коллекции банка "Credit Mutuel" (Франция), коллекции АРТ-МАНЕЖА, журналов «Наше наследие», «АРТ-ХРОНИКА» (Москва) и др.

Мария Овсова

 

НадеждаКрестинина
МОСТ СЕН-ЛУИ

С 15 октября - 20 октября 2010г.

Zoom

Zoom

 

Галерея ЭКСПО-88 продолжает двухмесячный художественный марафон под названием "БОЛЬШОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ". На этот раз свою Францию зрителям покажет замечательная художница Надежда Крестинина.
Выражаясь спортивным языком, Надежда подхватит эстафетную палочку из рук своего мужа Игоря Камянова, чья выставка "Париж/Пейзаж" только что завершилась в галерее.

Вот поразительный пример. Казалось бы, два живописца в одной семье, оба работают в одной мастерской и в одних художественных традициях. Но насколько разные!

Аскетичный, почти "суровый" Камянов, которого, казалось бы, больше чем цвет, влекут в Париже архитектурные спирали и синусоиды крыш и который почти всегда просчитывает и прорабатывает сюжет картины. И рядом - непредсказуемая Крестинина. "Непредсказуемая" по ее собственному выражению: "Я никогда не знаю, что в результате появится на полотне".

Так и в истории с натурой, которая дала название самой выставке. В тот день на мосту Сен-Луи в самом центре Парижа, который, собственно, художница и собиралась писать, играли джазовые музыканты. Их инструменты так выразительно сверкали на солнце, ритмично переливаясь в такт музыке, что совершенно непонятным образом очертания моста на холсте куда-то расплылись, потом так же почти растаяли фигуры музыкантов, и на переднем плане оказались пульсирующие золотом и невероятно живописные саксофоны. Как будто художница поднесла к ним увеличительное стекло. Но одновременно - ты понимаешь, что это Париж, что здесь мост, жизнь кипит и солнце светит.
Четыре больших полотна из серии "Мост Сен-Луи" станут центром экспозиции в ЭКСПО-88.

Умение взглянуть на предмет или явление в упор, приблизить к глазам то, что, казалось бы, где-то вдали и не замечается простым взором, особо ценится в работах Крестининой. Каждая поездка во Францию подкидывает художнице такие возможности. И потому на ее полотнах появляются не просто бульвары, мосты и соборы (кто их не рисовал!), а, например, бретонские женщины, танцующие в фольклорных костюмах на площади маленького городка, развевающиеся на ветру флаги с горностаем (герб Бретани) и, конечно, сытые французские голуби, переливающиеся бирюзовым перламутром ...Ведь как ни крути, и Надежда Крестинина никогда этого не скрывала, часто персонажами ее картин становятся птицы и звери...


Надежда Крестинина родилась в Сочи. Окончила Московское художественное училище памяти 1905 года. Училась у Матильды Булгаковой и Юрия Ларина. Член Союза Художников и Международного художественного фонда.
Участница более 40 персональных и групповых выставок.
Работы художницы хранятся в Новосибирском государственном художественном музее, коллекциях компаний "Шелл", "Магнум Арс", посольства РФ в Эстонии, в культурных ассоциациях Франции и Италии, а также в многочисленных частных российских и зарубежных коллекциях.


Мария Овсова

Александр Шевченко
МОСКВА - ПАРИЖ. БАЛЬЗАМ НА РАНЫ

С 22 октября - 27 октября 2010г.

Zoom

Zoom

 

Свет, воздух и цвет - его стихия. Он шагает по Парижу (точно так же, как по Москве или Питеру) с мольбертом под мышкой, останавливается, достает кисти, и через короткое время на полотне легко рождается радость...Радость впечатления.
У признанного живописца Александра Шевченко на самом деле две ипостаси. В стенах мастерской это мучающийся художник, подолгу сражающийся с холстом. Несколько лет назад в "ЦДХ" была даже его выставка под названием "Ошибка как творческий метод". Очень интересный рассказ в картинах - о том, как порой трудно происходит рождение полотна, как дома превращаются в корабли, зима в лето, натюрморт в портрет или пейзаж в натюрморт...

Другое дело, когда художник Шевченко выходит на улицу. Все мучения исчезают разом, художник разглядывает город (Париж, Москву, Питер) и пишет то, что видит...Сюжеты почти всегда бесхитростны, очертания размыты, но сколько в его пейзажах любви, света, воздуха и цвета, что ты уже заранее любишь эти улицы, бульвары, дома, даже там не побывав...

Словом, по выражению его друга и коллеги Константина Сутягина: "...Шевченко не изготовитель пейзажей, он - художник. Важно уметь видеть. Видеть то, что происходит на самом деле, а не подгонять жизнь, живопись под какую-то схему в голове, выбрасывая все, что в эту схему не вмещается."

Сам же живописец свое так называемое "раздвоение художественного сознания" не объясняет никак. А потому домыслим сами...Может быть, дело в том, что Александр Шевченко не просто талантливый художник, но еще и очень неравнодушный к городам человек? Согласитесь - редкое сейчас явление!
Вот и его собственное эссе, написанное специально с этой выставке, тому свидетельство.

Мария Овсова


МОСКВА-ПАРИЖ. БАЛЬЗАМ НА РАНЫ.
Шрамы украшают не только мужчин.

Города как люди с достоинством носят и охотно демонстрируют приезжим старые зарубцевавшиеся отметины, и ещё свежие не совсем зажившие раны.

Москва и Париж имеют тут много общего:

Многим ли отличается сталинский генеральный план реконструкции Москвы от перестройки Парижа бароном Османом? В том и другом случае с лёгкостью сносились целые улицы и кварталы, на месте древних церквей разбивались клумбы, прокладывались новые проспекты и бульвары. Парижане возмущались, москвичи роптали. Разница в том, что парижская рана давно затянулась и уже не беспокоит, а московские шрамы посвежей и ещё побаливают. Когда же рана затянется, может оказаться, что уродливый рубец придаёт лицу города новое, интересное выражение.

Пока строилась Эйфелева башня, культурная общественность Парижа негодовала, требуя прекратить постройку «бесполезной и чудовищной, ненавистной колонны из железа и винтов», нарушающей архитектурный облик города.

Художники, поэты, киношники последующих поколений, вводя в свои работы образ «железной дамы», подавая её в выгодном свете, как бы накладывали пластырь с целебным бальзамом, врачуя рану. Сегодня никто не назовёт башню бессмысленной и нелепой. Это уже не «гигантская фабричная дымовая труба», а визитная карточка города, известная всему миру.

Среди моих работ найдётся немало парижских пейзажей с видом на Эйфелеву башню, или рисунков с парижскими букинистами, изуродовавших, по-моему, своими нелепыми ящиками набережные Сены.

В Москве я рисую во всевозможных состояниях памятник Петру I, который так пришёлся не по вкусу москвичам.

Пошумим, покричим, скоро успокоимся - забудем. Рана затянется. Не заметим, как прикипит к нашему сердцу этот медный истукан, и на склоне лет сами будем ругать «вандалами» молодых и энергичных людей, которые затеют снести ненавистный монумент и построить на его месте что-то более модное, ультрасовременное?"

Александр Шевченко


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОРА

Александр Шевченко родился в Ленинграде в 1964 году.
Член Союза художников Москвы, Международной ассоциации художников и исскуствоведов и Международного художественного фонда.
Автор более 30 персональных выставок у нас и зарубежом. Автор иллюстраций к 6-ти томному собранию сочинений Фазиля Искандера.
Работы художника хранятся в Московском музее современного искусства, Центре русского искусства в Нью-Йорке и т.д.

 

Жанна Яковлева
ПАРИЖ СО МНОЙ И БЕЗ МЕНЯ...

С 29 октября - 3 ноября 2010г.

Zoom

Zoom

Париж со мной и без меня.
Париж. Со мной и без меня.
Париж со мной... И без меня...

Жанну Яковлеву в Москве почти не застать. Она перелетает из Малайзии в Китай, из Китая в Дамаск...Ее зовут с выставками все: наши посольства в разных странах, комитеты женщин и даже олимпийские комитеты, как было, к примеру, на олимпиаде в Пекине...Но про Париж художница Яковлева не забывает никогда. "Люблю бродить по Парижу одна. Посидеть в кафе на бульваре с бокалом вина. Зайти на чей-то вернисаж - там не нужно приглашений, пришел, значит, гость..." А еще Жанна любит приезжать во французскую столицу как раз в это время. "Конец октября, ноябрь - это мое. Нет оголтелой толпы туристов, и что самое главное - нет листвы". Как считает художница, именно в этот период Париж открывает взору свои дома и свой первозданный цвет.

Видеть Париж таким удивительно...На полотнах Жанны Яковлевой он часто - белый, как будто весь покрылся снежной дымкой. Но, парадокс, от этого не менее узнаваемый и прекрасный. Не случайно же ее известная картина "Окно в Париж", где белая, почти прозрачная женщина, сидит у открытого окна на фоне белесых парижских мансард, привлекла внимание жюри, вручившего ей бронзовую статуэтку "Ирида" в конкурсе "Весенний салон".

А еще Париж Жанны Яковлевой может состоять из фрагментов - чтобы в нужный момент собраться в единый пейзаж. Такие двойные, тройные, четверные картины тоже будут в экспозиции.

Отдельный раздел выставки - раскрашенные карандашные рисунки. Будучи в Париже, Жанна никогда не выходит на его улицы без одной очень важной вещи - альбома. Альбом у Яковлевой обычно - это такая квадратная толстая книга с очень плотными листами-страницами. Как можно догадаться, любой неожиданный ракурс, великолепная панорама или просто удивительная уличная сценка - ничто не ускользает от внимательного взора художницы и тут же ложится на страницы. Часто превращаясь в отдельно взятое произведение искусства.

Ну и какая же выставка про Париж без "Любительницы абсента"! Мало того, что почти все работы Жанны Яковлевой на ее выставке - новые. Буквально за несколько дней до вернисажа она закончила еще одно полотно - "Мутон Кадет", свой парафраз знаменитой картины Пикассо. И зрителям придется догадаться самим, кто эта женщина в парижском кафе с бокалом знаменитого вина. Не сама ли художница, которая допьет свой бокал, раскроет альбом и нарисует рукотворное чудо?

Мария Овсова


Париж - это предмет зависти для тех,
кто никогда его не видел,
счастье или несчастье
(смотря как повезет ) для тех,
кто в нем живет, но всегда - огорчение для тех,
кто принужден покинуть его.
Оноре де Бальзак

Все девять художников, собранных под эгидой «Большого французского путешествия», имеют яркое узнаваемое лицо, и каждый из них выбрал для своей французской недели ту Францию, которая ближе всего к его дарованию. Не исключением стала и Жанна Яковлева, которая назвала свою выставку « Париж со мной и без меня».
Почему из всего своего творчества последнего десятилетия, в котором много французских работ, написанных в разные годы в других городах и провинциях Франции , она решила, что лучше всего она сегодня сможет рассказать о Париже (или он о ней?) Может быть потому что, как сказал Э.Хемингуэй "Париж никогда не кончается?" А может быть потому, что он у всех вызывает любовь и желание познать и никому так и не открывается до конца? Или потому, что после сотен увиденных полотен о Париже тебе кажется, что именно ты ухватишь те главные парижские особенности, которые не познал другой? Париж никого не разочаровывает, он всем отвечает взаимностью, но в тоже время со всеми ровен, холоден и отстранен. Париж вызывает на разговор, и только тот, кто сумеет не только рассказать о городе, но и перейти с ним к диалогу, способен открыть свой Париж.
Почему же так важен Париж для московской художницы Жанны Яковлевой? Быть может в этом сыграло не последнюю роль ее легкое французское имя или это случилось тогда, когда Париж стал первым городом на пути ее творческой свободы. Или он необходим ей потому, что его постоянство, его неизменная, неподвластная времени красота утешает ее мятущуюся душу? Как знать? Так или иначе его постоянство не наскучивает ей, она знает на каком языке поговорить с Парижем.
В Париже, созданном Жанной, все знакомо, но ничего не узнаваемо, все ускользает от взора, впечатления мимолетны. Диалог ведется легко, в нем есть прелесть игры, недомолвки и недосказанности. В этой истинной внутренней "парижскости' возможно и таится главное очарование ее живописных работ. Избегая тяжеловесности масла, используя все технические возможности акрила, от самых фактурных до размытых «акварельных», художница ведет бесконечный разговор с городом. Работы Жанны по сути иллюстрации этого диалога, отражения ее чувств и настроений - это ее «Париж со мной», где все условно: время года, место, цвет, свет и тени, в нем чувствуется лишь «гений места». Но есть в творчестве художницы и другой Париж, о котором замечательно сказал М.Герман: "Париж не ласков к тем, кто любит его простодушно и доверчиво .Он суров и не прощает уныния, но всегда открыт для бодрой и дерзкой мысли, для суровой отваги. Париж снисходителен к слабым, в нем могут жить бедные и отверженные, но он не прощает трусости и равнодушия и отворачивается от тех, кто не способен оценить его потаенные дары. В Париже нелегко выстоять, но ни один город в мире не дает для этого столько сил" И с этим Парижем Жанна тоже нашла общий язык. К сожалению, формат выставки не позволил показать большие, смелые и свободные, состоящие из нескольких частей, картины Жанны, которые не раз выставлялись в самом Париже, неоднократно награждались и получили заслуженную похвалу французских галеристов.
Что же касается графического раздела ее выставки, то в нем Жанна Яковлева предстает сложившемся и признанным мастером. На выставке представлены листы из дорожных альбомов, которые она берет с собой в путешествия, полные ее первоклассных рисунков, с очень точной и твердой линией, отлично скомпонованных. Они в отличие от живописи более определенны по месту и событию, в них присутствуют точно схваченные реалии парижской жизни. Ее дар рисовальщика помогает ей понять суть вещей и событий, но это ни в коей мере не служит художнице подготовительным рисунком к живописи, это несомненно самостоятельные и талантливые произведения искусства.
Как и у многих современных художников, чей путь лежит не только в чисто живописных исканиях, в ее палитре не так много ярких цветов. Долгие годы художницу больше прельщала серо-жемчужная изысканная гамма, которая как нельзя лучше позволяла ей передать ее Париж. За несколько последних лет гамма живописных и графических работ сблизилась и художница почувствовала необходимость привнести в свою палитру больше цвета. Новшество коснулось как живописи, так и графики. За последний год появилась серия раскрашенных рисунков, представленная на этой выставке, а также цвет все больше проникает и в ее чисто живописные работы. Скорее всего, уже следующая выставка откроет нам обновленную Жанну Яковлеву, а ее любимый Париж такая новизна сможет только порадовать.


Елена Грязнова

Краткая биография:

Жанна Яковлева закончила Суриковский институт, спустя 10 лет - Строгановку. Член Союза художников Москвы. Участница многочисленных персональных и групповых выставок в России и за рубежом.

 

Ольга Плужникова
FLY...

C 5 ноября - 10 ноября 2010г.

Zoom

Zoom

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ПАРИЖЕ.

Автор шестой выставки из проекта "Большое французское путешествие" Ольга Плужникова в особых представлениях не нуждается. Известная художница, за плечами множество проектов и выставок - вот буквально несколько месяцев назад выставлялась прямо через дорогу от ЭКСПО-88 - в галерее "На Солянке", где показывали ее проект "Inside/Outside". И тем не менее спустя короткое время Плужникова готова преподнести нам нечто новенькое.

"Это будет Париж" - ответила художница на вопрос, что она готовит к экспозиции. И добавила: "А основная тема - "я в пути". Так что не нужно очень удивляться, если на стене вы вдруг увидите полотно, на котором крупным планом изображены ...стертые почти до дыр туфли. Причем здесь, спросите вы, какие-то туфли? А вот при том! Как раз они-то обо всем и рассказывают. Не просто о красотах тех или иных парижских мест, не о магии парижских кафе или цветных переливах витражей Сан-Шапель, а о самой художнице - на фоне этих красот...

Некоторые скажут - ну да, конечно, главное - напомнить о себе любимой. Совершенно несправедливо. Правильней сказать, Плужникова, наоборот, восстанавливает справедливость - она напоминает всем, что картины пишут не невидимые роботы, не какие-то там механизмы, которые остаются за границами холста. Вот она, живая художница, здесь и сейчас, со всеми своими заморочками и переживаниями сидит в этом уютном кафе, видит этот город изнутри, замечает каждую мелочь.. Ну а рука уже сама тянется за альбомом, чтобы зафиксировать увиденное на его страницах - со всеми эмоциями, настроениями, ассоциациями. А то, что эмоций и ассоциаций у Плужниковой хоть отбавляй - так распорядилась жизнь.

"Сенеж - Манеж - Зарубеж" - такая шутка ходила среди молодых художников в начале 90-х. У Ольги Плужниковой, выпускницы Полиграфического института и ученицы знаменитого Юрия Бурджеляна, так, собственно, и вышло. Сначала попала как стипендиат в Сенежский дом творчества, потом пошли выставки в Москве... И дальше - Плужникова буквально ринулась в Европу. "Все у меня в жизни происходит через какую-то историю. Как правило, это любовь. Это движущая сила и всех поездок, и творчества, и всей моей жизни" - признается сама художница. Сначала была Франция, потом почти на 10 лет Германия, далее везде...

Ольга Плужникова всегда работала много (стоптанные туфли тому свидетели!). Пишет и большие полотна, которые разлетаются по всему миру...Даже удивляется иногда, где могут оказаться ценители ее творчества: "Когда работала в Германии, почти все картины покупались почему-то в Америку!". Но главная ее ценность - это уже ставшие знаменитыми записные книжки, заполучить которые в качестве отдельных художественных произведений мечтают многие. "Не продается ни за какие деньги! Это моя переносная мастерская, которая умещается в сумочку" - смеется художница. Здесь все: зарисовки, воспоминания, фрагменты - весь мир (или хотя бы Европа) в миниатюре. "Первая записная книжка получилась почти случайно. Я зарисовывала в кафе то, что вижу, а потом пришла домой и раскрасила. Это как в детстве, берешь картинку и понимаешь, что ее надо раскрасить. Но сделать это надо в течение первых двух дней, пока не забыл ощущения. Я одновременно и вспоминаю, и придумываю. Если рисунки остались не раскрашены, я их больше никогда не трогаю. Они как бы выпадают из памяти". Из таких записных книжек вдруг могут родиться и монументальные вещи. "Я поняла, что мои зарисовки действуют лучше любой фотографии. Они фиксируют момент. При этом являются самостоятельной картиной, которая может быть увеличена..."

Сейчас Плужникова живет на два "дома" - то в России, то в Европе...Париж, Рим, Лондон, Германия... Месяц здесь - два месяца там. Или наоборот...В Европе уже давно масса подробно изученных любимых мест, друзей и знакомых. В большинстве своем - музыканты. В немецком Любеке, где она долгое время жила, почти половина преподавателей местной консерватории - русские. С одним из лучших друзей - пианистом Борисом Березовским - даже делала совместный проект "Картинки с выставки" Мусоргского для Лувра. Артисты, музыканты, модельеры - все они помогают Ольге Плужниковой постоянно пребывать в том счастливом творческом состоянии, когда картины рождаются как бы сами собой. И главное, ей уже давно не надо творить по принципу "галопом по Европам". Она там уже своя. Наверное, это большое преимущество.

Мария Овсова


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Ольга Плужникова-Орлова родилась в 1960 г. в Москве.
1982-1986 Московский полиграфический институт, факультет книжной графики.1991-1992 Cтипендия СХ СССР (Сенеж).
1994-2004 обучение в высшей школе искусств (Киль, Германия).
2001 Член МСХ (секция живописи).1984-2001 участник более 50 выставок в России и за рубежом. Работает в России, Германии, Франции.

 

 

Галина Быстрицкая
PLEIN AIR

C 12 ноября - 17 ноября 2010г.

Zoom

Zoom

фото Владимир Обросов

http://www.facebook.com/album.php?aid=51262&id=1658167542

PLEIN AIR.

Что такое плэнер? Воображение рисует умиротворяющую картину: художник перед этюдником на натуре... долго-долго прищурившись смотрит вдаль, медленно подходит к холсту, делает несколько движений кистью, накладывая краски..Отходит, снова вглядывается, опять подходит....

Подобный, наверняка очень творческий, но слишком долготекущий процесс к художнице Галине Быстрицкой не имеет никакого отношения. Не случайно же фамилия такая! К ней можно было бы присовокупить еще пару псевдонимов. Например, решительная, экспрессивная...Да что там говорить - просто сгусток энергии! И главное - со своим собственным живописным языком, что сейчас, согласитесь, большая редкость.

Мощная фактурная живопись, смачные, размашистые, рельефные мазки краски на холсте. Если не знать автора, перед глазами может возникнуть образ этакого огромного, неистового художника - почему-то кажется, обязательно с бородой, большими руками и всклокоченной шевелюрой. Ну или на крайний случай - такой же широкой, разудалой художницы мордюковского плана...Которая коня на скаку остановит ну и дальше по Некрасову...

Но вот появляется виновница торжества - хрупкая и миниатюрная Галина Быстрицкая, и в глазах зрителей зависает изумление: неужели она - автор? Да, вот представьте себе, перед вами художница, полная страстей и эмоций, которые выплескиваются ею на полотна от всей души.

Душа же автора нынешней выставки нередко пребывает во Франции. У Быстрицкой есть там две страсти. Это Нормандия с ее грубо "обтесанными" обрывами-фолезами, рыжими коровами ("хороши на закате"), суровыми нормандскими мужиками, которые по вечерам ходят с сачками вытаскивать из оставшихся после отлива луж припозднившихся креветок. И это - Париж, вернее, сады и мосты Парижа, изображение которых на полотне доставляет художнице истинное наслаждение.

Все работы на выставке (а их всего около 20) написаны Быстрицкой "a la prima", в один сеанс. Подобная техника была в ходу (в том числе и в России) века полтора назад, когда еще не было никаких импрессионистов, использующих, как известно, только чистые цвета. Галина тоже использует масляные краски только чистых цветов, щедро накладывая их на холст жесткой кистью, подправляя или растирая края мастихином или просто пальцами. Процесс создания картины сродни работе скульптора, одномоментно создающего объемную фактуру. В довершение ко всему художница покрывает готовое произведение лессировочными (полупрозрачными) красками, тонкие слои которых придают полотну дополнительный неповторимый объем. Эффект получается почти голографический!

Быстрицкой на самом деле не нравится, когда ее живопись сравнивают с мужской и говорят: "У вас сильная рука". Хотя готова признать "некоторое раздвоение личности" лишь тогда, когда - это из ее же интереснейшего эссе о себе - она в тиши мастерской на Масловке, где можно размышлять, перевоплощается в образ этакого Гека Финна, героя любимой книжки детства "Том Сойер". Обычный антураж - старые кожаные штаны, ватная фуфайка, любимые ботинки (на которых шнурки не развязывались сколько-то там лет) и фетровая шляпа, обрезанная по полям - чтобы можно было видеть верхний край холста.

И в этом нет никакой театральности. Вообще в жизни и творчестве Галины Быстрицкой случайностей не бывает - теперь она сама уже признает, что ее на тот, "правильный", путь как будто вели за руку самые разные люди. В детстве "сорви-голова" - дралась, дружила с мальчишками, курить первый раз попробовала в 10 (!) лет. Готовилась в Литинститут, развернуло на 180 градусов, оказалась в Полиграфе, на курсе Юрия Бурджеляна (среди нынешних авторов проекта "Большое французское путешествие", кстати, несколько его выпускников). А дальше - любовь к импрессионистам, узнавание мира и места живописи в этом мире.

Живопись не актуальна? Посмотрим! Упрямый характер Галины Быстрицкой дал свои плоды. Все последние годы художница много путешествовала по миру. Была на Кубе и в Индии, регулярно заворачивала в любимую Францию. Только на днях вернулась из месячной командировки в Аргентину - надеемся когда-нибудь увидеть результаты. Изучение и копирование работ старых мастеров, их техник и приемов плюс чувственность, наблюдательность и энергетика привело к появлению собственной, "быстрицкой", живописной техники.

Мария Овсова

 

Маша Шмидт 
ФРАНЦУЗСКИЕ ФРАГМЕНТЫ

C 19 ноября - 24 ноября 2010г.

Zoom

Zoom

подробнее

http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=98971

Маша Шмидт - редкий гость в нашей стране. Уже 20 лет она живет во Франции, и, собственно, единственная среди участников проекта "Большое французское путешествие" живет там постоянно (в отличие от других художников, которые регулярно перемещаются "туда-сюда"). Впрочем, Маша тоже не сидит на месте. В качестве театрального и кинохудожника она курсирует между Парижем и Женевой и в этом же качестве попадает иногда в Москву.
Так было в 2005 году, когда на "Мосфильме" снимались эпизоды российско-швейцарского фильма "Переводчица", где играли Балуев, Сафонова и Гармаш. Или в 2006-м, когда на Московскую театральную олимпиаду приезжал женевский театр "Барака" со спектаклем "Девушка и смерть". Но вот что касается живописи, лишь несколько работ Маши появились на прошлогоднем Арт-Манеже, персональные же выставки в Москве были, можно смело сказать, еще в прошлом веке.

Франция - страна живописи. 20 лет назад Маша Шмидт сошла с поезда на парижском вокзале, и, как она сама пишет "...прямо с перрона на меня накатил свет, вибрирующий и проникающий во все: людей, дома, деревья..." Это первое впечатление и мысль о том, что импрессионисты, оказывается, ничего не выдумали, стало квинтэссенцией, основой ее творчества. Маша считает, что ей невероятно повезло: судьба предоставила возможность развиваться в разных, но взаимопроникающих культурах - русской и французской. "Этот двойной опыт, безусловно, сформировал мою живопись". Опыт на самом деле впечатляющий. Закончив в Москве Строгановское училище, Маша продолжила образование в Париже - в Академии художеств, Сорбонне и университете Сен-Дени.

Свою живопись художница позиционирует как "экспрессивная абстракция". Создать глобальное полотно прекрасного мира, который окружает тебя со всех сторон и постоянно меняется под природными стихиями или лучами солнца - это, казалось бы, мечта поколений художников. Но Маша творит свое бесконечное полотно из фрагментов-пейзажей все равно именно ей присущими приемами и умениями. Ее работы узнаваемы - в этом вы сможете убедиться сами.

Работы, представленные на выставке - это нормандские пейзажи, написанные на бумаге очень широкой масляной пастелью. И только на натуре - в гуще леса, среди полей и скал. "Нормандия - фантастическая страна, мощь и экспрессию которой трудно описать" - поделилась с нами художница, и сказала, что в этой серии, написанной буквально перед выставкой, она ставила себе задачу прочувствовать нормандскую природу и наиболее "честно" перевести эту эмоцию в цвет и пятно.

Лишь поначалу видишь только разноцветное скопище спиралей, черточек, штрихов....Особенно если рассматривать картину совсем близко. Постепенно удаляясь от нее, начинаешь испытывать состояние, близкое к тому, как наводится бинокль на объект - кажущийся хаос на полотне волшебным образом начинает фокусироваться в единое целое и глубокое изображение. И вот уже возникают заливные луга с проложенными между ними тропинками, а где-то там вдалеке - лес...Или вдруг "проявляется" фасад готического собора, ярко освещенный солнечными лучами, прорывающимися сквозь листву...И ты даже видишь, как переливается это свечение под дуновением ветерка!

Сама Маша Шмидт считает, что написанные в Нормандии картины стали качественно новым этапом: "Нормандские пейзажи для меня - очень важный выплеск, так как мои другие работы значительно менее конкретны, в них почти отсутствовал сюжет, может быть, только элементы реальности. А эти - чрезвычайно "документальны" в моем понимании этого слова. Вы не представляете, как я боялась пропустить светлое время дня, и пока рисовала, меня буквально било током - такие мощные волны откатывали от скал, моря и земли...


Мария Овсова

Франция в квадрате

Маша Шмидт убедительно объясняет, почему якоря русского искусства в виде его серебряного века уходят в небо Франции.
Для российского художественного менталитета Франция - родная среда обитания. В каждом русском художнике живет француз.
Второе достижение европейского искусства - экспрессионизм в его немецком
варианте - в России не прижился. Мейнстримом стали именно французы с их
зыбкостью, изяществом и «здоровым началом».

Экспрессионизм влиял на русских не через Германию, а через Скандинавию. В
немецком экспрессионизме боль и страдания принимают земные,
физиологические, показушные, театральные формы. И когда Маша говорит о
своих «экспрессионистских» истоках, она имеет в виду в первую очередь
эстетику «нормандского» контекста, от которого до Скандинавии с ее
«сдержанным», смятенным, духовно-экстатическим, переходящим в символизм
«модерном в себе» - рукой подать.

Никакой «русской живописи» не существует. Все разговоры о
«взаимовлиянии» культур не имеют смысла. Была русская икона, которая
давно закончилась. После чего был один чисто русский художник - Филонов.
Все остальные - или немцы, или скандинавы, или «сезанисты». Последних в
серебряном веке больше, и их влияние ярче и убедительнее.

Впрочем, Маша сама говорит: «Нормандские пейзажи для меня -
чрезвычайно «документальны». Вы не представляете, как я боялась
пропустить светлое время дня, и пока рисовала, меня буквально било током
- такие мощные волны откатывали от скал, моря и земли». Что и требовалось доказать. Художник попала в свою естественную среду обитания.

Правда в том, что если русский человек становится художником, он
перестает быть русским и реинкарнируется, например, во француза.
Поскольку свежая кровь всегда приносит положительный эффект, искусство
выигрывает.

Кроме того, русские в силу всемирной отзывчивости своей души вносят в
то, во что они внедряются, изрядную долю азарта и экстаза. Мы всегда
стараемся «перещеголять» оригинал.

Когда видишь работы Маши Шмидт, бросается в глаза, что они уж слишком «французистые».
Этакая Франция в квадрате. Современный француз ни за что не сумел бы
высказаться на родном языке с такой неистовой точностью и
убедительностью.

Собственно так и должно быть. После того, как европейское искусство в
целом и французское в частности переживает закат, кто-то же должен
подхватить эстафету и хранить верность традиции.

Русские художники - оптимальный вариант. Мы последние, кто еще хочет и
имеет силы высказываться. Но, к сожалению, нам абсолютно нечего сказать.

И тут на помощь приходит Франция, которая продолжает подкидывать нам «родственные» и эстетически близкие темы для импровизаций.

Игорь Дудинский

 

Анастасия Слепышева 
ОКНА ПАРИЖА

C 26ноября - 1 декабря 2010г.

Zoom

Zoom

ОКНА ПАРИЖА
Кто еще не испытывал этого ощущения? Париж, верхний этаж, взгляд из окна на живописнейшие мансарды...Хочется вот так стоять и смотреть, смотреть! Эту какую-то совершенно необыкновенное ощущениестарается нам передать художественным образом Анастасия Слепышева. А мы постараемся понять ее мотивы!!!!

Так сложилась жизнь, что у художницы Слепышевой есть три любимых города: Москва, Париж и Питер. Коренная москвичка, Анастасия живет и творит большей частью в Питере...Но именно Париж стал тем городом, где она сформировалась как художник и почуствовала вкус к профессии, отучившись сначала в Высшей национальной школе Прикладного Искусства и Ремесел, а затем в Академии Изящных Искусств в Версале. И художница не намерена скрывать свои чувства: «Это очень естественно, что я часто возвращаюсь к Парижу, разговариваю с ним, изображая его. Этот город для меня - живое существо. Со своим лицом и характером».

Свои отношения с Парижем (как, собственно, и с Москвой, и с Питером) художница выстраивает своеобразно. Сюжетами и объектами ее работ являются не улицы, дома, соборы, набережные и мосты, а чаще всего ее общение с городской средой происходит через окно.

Окно! Казалось бы, странно - всего лишь банальная дырка в стене со вставленной в нее рамой....Но....как много эпитетов и ассоциаций связано с этой архитектурной деталью...Здесь и «свет в окне», «окно в мир». «Окна - глаза города», написал как-то Кортасар...Именно эти слова когда-то зацепили Анастасию: «Смотрю на город его глазами. Взгляд может быть как изнутри, мы смотрим из своего мира, а снаружи город заглядывает в наш мир».

На выставке в ЭКСПО-88 (это, кстати, заключительная персональная выставка проекта «Большое французское путешествие») Анастасия показывает
14 живописных полотен. И еще несколько графических листов. На всех - окна. Фактурные, живописные, обязательно тщательно прописанные. Но на самом деле - очень хрупкие.

«Окна» Слепышевой - такая тонкая граница между внутренним, интимным миром художницы, ее меняющимся настроением...И жизнью извне. Они очень разные по эмоциям, эти окна. Здесь - уют и покой, там враждебность. Там - праздник и все сверкает, а внутри может быть тоскливое одиночество. Художница играет со своими выписанными старыми рамами как угодно - обклеивает их бумажными полосками (чтобы не дуло!), раскладывает на подоконнике символичные для нее предметы, пишет строчки из дневника на стеклах или просто рисует бабочку....


Маша Овсова

Краткая биография.

Родилась в 1971 году в Москве.
1988 Закончила детскую художественную школу Краснопресненского района.
1991-1993 - учится в Высшей Национальной Школе Прикладного Искусства и Ремесел(Париж).
1993-1995 - Академия Изящных Искусств в Версале. Одновременно стажируется в Академии Изящных Искусств в Париже.
член Московского союза художников С 1997г.
Живет и работает в Санкт-Петербурге и Москве.

 




  К списку проектов