Вы когда-нибудь листали книги из камня- Редкое, скажу я вам, удовольствие. Переехала русская художница Марфа Индукаева из Москвы в Женеву и поняла, что при легкости заграничной жизни невозможно ей более писать пейзажи, которые так удачно, к слову, в той же Швейцарии и покупаются ( по 4 тысячи швейцарских марок за картину). "Ну не живописное тут пространство", - сказала Марфа и с резко выбрала то, что потяжелее - из камней собирать книжки и делать гравюры с ... рисунков на песке.
Персональной выставкой Марфы Индукаевой "Кружевом камень будь" открыла свой 13-й сезон галерея ЭКСПО-88. Такого, без ложного пафоса можно сказать, Москва еще не видела. Застывшие на бумаге неведомо как случайные узоры из самого неуловимого и нестабильного материала - из песка - слепки с лета, лета, как песка - утекающего из пальцев. Свое открытие, как удержать песок, Марфа держит в строгом секрете. Но все было именно так: принесла художница песок в свою мастерскую, высыпала на стол и стала рисовать. А в песке оказались травинки какие-то, палочки - живой песок, обычный. И с этих рисунков она и делала свою литографию, на которой все и отпечаталось - живое, песчаное, то что должно было под тяжелым валом офортного станка моментально сломаться и разгладиться.
После экспериментов с песком Марфа взялась за камни. Первый камень она нашла рядом со своей мастерской, которая находится в одном из помещений заброшенного завода начала века в самом центре Женевы. (Ну принято у них там так осваивать старые ржавые монстры: отдавать их художникам, артистам, музыкантам. В соседях у Марфы, к примеру, Швейцарский музей современного искусства, парочка галерей, один музыкальный театр и десяток мастерских коллег-творцов.) Так вот, стала Марфа делать отпечатки с этого камня, и получилось, что каждый был не похож на предыдущий. На одном трещинки, как звездное небо, на другом, как морская пена, на третьем кажется ... будто лодка привязана к громадному старому пню, стоящему на берегу тихой реки. Так вышла серия из десяти гравюр "Дорога". Ощущение от нее вообще фантастическое - словно рукой дотронулся до жарких булыжников на дороге.
Потом Марфа решила сделать из камня книжку из восьми стихотворений Осипа Мандельштама из его сборника "Камень". Каждое стихотворение спрятано в камень. Текст напечатан на прозрачной кальке (на русском и французском языках) и вклеен между двух плотных страниц - отпечатков с камней. Здесь есть все: "темная звериная душа" (камень, как пучина океана с глазом изнутри - покруче любого фильма ужасов), "дано мне тело - что мне делать с ним" (водяные человечки на камнях)... Книжку такую Марфа сделала пока только одну, но уже ставшую, по отзывам искусствоведов, пришедших на вернисаж, событием в современном искусстве. Предыдущие "ручные" Марфины книжки были представлены и хорошо раскупались на Международной книжной ярмарке в Женеве в мае этого года (проиллюстрированные тексты "Я вас любил" А. С. Пушкин и "Глупые мысли Барби" М. Индукаева и Н. Потапов). До этого Марфа выставлялась на ярмарке гравюры в Барселоне (1998) и на художественной ярмарке "EvropArt" в Женеве (1994, 1995). Но это все было до ее увлечения камнями. "Каменная" Марфа - не для ярмарок, скорее - для музеев и знатоков-ценителей всего самого-самого в современном искусстве.
Елена Скворцова-Ардабацкая