Родился в 1947 г. в г. Николаевск - на -Амуре на Дальнем Востоке.
В 1971 году закончил художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института.
В 1982 году в Москве, в редакции журнала «Юность», состоялась первая персональная выставка художника. В том же году он переезжает в Москву. В 1987-1988 гг. В.Сахатову удалось несколько раз побывать в Средней Азии – на земле своих предков. Эти поездки в Узбекистан и Туркмению произвели на него большое впечатление, что, в дальнейшем, отразилось в его творчестве. С 1990-х гг. начинается активная выставочная деятельность художника в России и за рубежом. В 2003 работы Сахатова вошли в экспозицию выставки «Абстрактная живопись Москвы 2-ой половины XX в.», проходившей в Третьяковской галерее. Работы В. Сахатова находятся во многих музеях России и стран СНГ, а также в частных европейских коллекциях, США, Азии, и России (собрание Фонда Марджани).
Один из немногих современных художников абстрактного направления, который, вобрав достижения мирового искусства – французский импрессионизм, фовизм, русский конструктивизм, древне русскую иконопись и туркменский ковер, создает индивидуально-авторские «интеллектуальные» произведения.
Творчество Валерия Сахатова можно разделить на несколько периодов. Хабаровский период связан с формированием чувственной живописи, интуитивными поисками визуализации реальных и абстрактных образов в искусстве. В натурных мотивах художник способен увидеть пластический образ, созданный взаимодействием света и цвета.
Важным образом в ранних работах, пропущенным через душу художника, стал Амур, амурские пейзажи, амурские жители. Природа для художника становится, прежде всего, объектом собственного художественного мышления. Ощущения света, пространства, воздуха, заложенные с детства, перерабатываются и интерпретируются в цветовые пятна и разнообразные фактурные, силуэтные и ритмические формы.
Поворотным этапом в творчестве художника оказалась поездка в Гурзуф и знакомство с Михаилом Рудаковым, который стал для него близким человеком. Творчество Валерия пошло по пути более глубокого понимания живописи.