"Живописать, так быть в полете и для меня другого нет, одно крыло при этом цвет, другое свет"
Арон Бух
"...Цветочуствилище - так определял художника К.Петров-Водкин. Внутреннее пространство Буха переполнено красочным веществом...И это уже ценно само по себе. Но произведение искусства ценно не только само по себе, а, прежде всего, как выражение личности автора. В психической структуре Арона Буха удивительным образом сопрягаются душевная открытость, незащищенность и наивность ребенка и глубинная мудрость человека, глубоко познавшего себя и внешний мир. Доминантой его душевного строя является романтическое мировосприятие. Отчетливо это настроение звучит в его стихах и афоризмах:
Весь женский мир в тебе одной,
Все имена - твои.
Живу в тебе лишь я одной,
И не ищу планеты я иной."
Григорий Климовицкий
искусствовед
"...Чрезвычайно важный момент в творчестве Арона Буха это отношение к самому процессу живописания как к важной составляющей произведения. Упрощая, можно описать механизм создания картины следующим образом: импульс, идущий от натурного мотива, включал некий чрезвычайно интенсивный процесс внутренней «переработки» впечатления, создающей накал эмоционального и психического напряжения. Это напряжение «выплескивалось» наружу посредством экспрессивного движения. Сама энергия движения рождала живописную композицию, и здесь важным был каждый «бросок», удар кисти или, минуя подручные инструменты, прикосновение пальцем. В результате эта энергия, это внутреннее напряжение активно насыщало своей силой красочную поверхность. Энергия движения превращалась в некий знак, иероглиф, отпечаток экспрессии внутреннего состояния сильной художественной личности и становилась способной к считыванию. И, что самое важное, действие этого знака становится значимым для зрителя..."
Анна Чудецкая,
старший научный сотрудник
Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
"...Влюбленный в сам процесс творчества, являвшегося ему как божий дар, сверхестественное чудо, Бух, по-моему, сам часто удивлялся сделанному. Это вовсе не значит, что его самопроизвольные проявления не контролировались знанием и умением. Как ученик Бакшеева и Юона, он часто был увлечен натурой, видя в ней то, что незаметно и непонятно рядовому «московскому» живописцу. Вряд ли предполагая, как у него окончательно сложится результат живописания, он всегда знал, где нужно поставить точку и остановиться.
Часто яркость его работ, особенно натюрмортов, вызывало недоумение. Многие разводили руками - ну, чудит старик,- и не видели в этом чуде – чуда сопереживания природе, умения радоваться ее сверхчувственной жизни, желания удивляться собственному переживанию и конечному его результату - картине.
Фантазии Арона Буха на тему мотива безгранична. Кажется, он мог написать сотни вариантов на тему одного букета или увиденного и восхитившего его пейзажа. Его темпераменту тесно в границах холста. Плоды и цветы его натюрмортов выпирают, бросаются к вам, они всегда гиперболичны. В пейзажах его кисть готова выскочить за рамки, закрасить не только отведенную
поверхность, но пройти по мольберту, захватив реальное небо, дерево, кусты, закрасив часть окружающей природы..."
В.А. Дудаков (председатель клуба коллекционеров изобразительного искусства, историк искусства)
На сегодняшний день уже насчитываются сотни выставок работ Арона Буха, среди них в крупнейших российских музеях и галереях. Открывшим однажды для себя это имя знакомо буйство темперамента пастозных полотен, которые не раз выставлялись и в галерее ЭКСПО-88. Однако, ко дню рождения мастера мы решили преподнести подарок всем почитателям таланта и представить ряд работ, которые ВПЕРВЫЕ окажутся в экспозиции.
"...Рассматривая его картины, ловишь себя на впечатлении, что художник забыл все, что он должен уметь! Рисунка в его картинах нет, впрочем как нет и светотеневого построения картины; Бух явно не стремится смешивать краски, чтобы добиться сложных цветовых отношений, т.е. он все упрощает, подходит к своему творчеству, как ребенок, всегда с удивлением и радостью! По сути дела, Арон Бух сделал в живописи то, что сделал Артур Фонвизин в акварели. Главное его достижение – это свобода, когда становятся неважны все правила рисования, нанесения краски, построения формы. Это трудно, невероятно трудно – найти свое неповторимое лицо, но Буху это удалось! Его картины позднего периода узнаются мгновенно, сразу, и это главное достижение: художник движется по своему собственному пути. По сути, Арон Бух эволюционировал от художника-импрессиониста к экспрессионисту, и эта эволюция определила отношение мастера к цвету, композиции и ритму.
Сам процесс работы Арона Буха невероятно красивый творческий акт. Он не просто садится за мольберт и начинает писать натюрморт, портрет или пейзаж. Этому предшествует сложный подготовительный процесс, когда художник настраивает себя, переживает в себе будущую картину. Он говорит, что «натуру надо не воспринимать, как она есть, а вдохновляться ею». Бух пытается познать суть пейзажа, букета цветов или конкретного человека, вникнуть, попытаться прочувствовать их и только потом, «изголодавшись», в буквальном смысле, набрасывается на холст! Он как вулкан, который спит, но в определенный момент вдруг просыпается и из жерла которого с шумом вырываются снопы дыма, огня, – и на поверхность из недр земли выливается невероятно красивая, бурлящая огненная лава...."
Валерий Силаев (старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи)