PLEIN AIR.

Что такое плэнер? Воображение рисует умиротворяющую картину: художник перед этюдником на натуре... долго-долго прищурившись смотрит вдаль, медленно подходит к холсту, делает несколько движений кистью, накладывая краски..Отходит, снова вглядывается, опять подходит....

Подобный, наверняка очень творческий, но слишком долготекущий процесс к художнице Галине Быстрицкой не имеет никакого отношения. Не случайно же фамилия такая! К ней можно было бы присовокупить еще пару псевдонимов. Например, решительная, экспрессивная...Да что там говорить - просто сгусток энергии! И главное - со своим собственным живописным языком, что сейчас, согласитесь, большая редкость.

Мощная фактурная живопись, смачные, размашистые, рельефные мазки краски на холсте. Если не знать автора, перед глазами может возникнуть образ этакого огромного, неистового художника - почему-то кажется, обязательно с бородой, большими руками и всклокоченной шевелюрой. Ну или на крайний случай - такой же широкой, разудалой художницы мордюковского плана...Которая коня на скаку остановит ну и дальше по Некрасову...

Но вот появляется виновница торжества - хрупкая и миниатюрная Галина Быстрицкая, и в глазах зрителей зависает изумление: неужели она - автор? Да, вот представьте себе, перед вами художница, полная страстей и эмоций, которые выплескиваются ею на полотна от всей души.

Душа же автора нынешней выставки нередко пребывает во Франции. У Быстрицкой есть там две страсти. Это Нормандия с ее грубо "обтесанными" обрывами-фолезами, рыжими коровами ("хороши на закате"), суровыми нормандскими мужиками, которые по вечерам ходят с сачками вытаскивать из оставшихся после отлива луж припозднившихся креветок. И это - Париж, вернее, сады и мосты Парижа, изображение которых на полотне доставляет художнице истинное наслаждение.

Все работы на выставке (а их всего около 20) написаны Быстрицкой "a la prima", в один сеанс. Подобная техника была в ходу (в том числе и в России) века полтора назад, когда еще не было никаких импрессионистов, использующих, как известно, только чистые цвета. Галина тоже использует масляные краски только чистых цветов, щедро накладывая их на холст жесткой кистью, подправляя или растирая края мастихином или просто пальцами. Процесс создания картины сродни работе скульптора, одномоментно создающего объемную фактуру. В довершение ко всему художница покрывает готовое произведение лессировочными (полупрозрачными) красками, тонкие слои которых придают полотну дополнительный неповторимый объем. Эффект получается почти голографический!

Быстрицкой на самом деле не нравится, когда ее живопись сравнивают с мужской и говорят: "У вас сильная рука". Хотя готова признать "некоторое раздвоение личности" лишь тогда, когда - это из ее же интереснейшего эссе о себе - она в тиши мастерской на Масловке, где можно размышлять, перевоплощается в образ этакого Гека Финна, героя любимой книжки детства "Том Сойер". Обычный антураж - старые кожаные штаны, ватная фуфайка, любимые ботинки (на которых шнурки не развязывались сколько-то там лет) и фетровая шляпа, обрезанная по полям - чтобы можно было видеть верхний край холста.

И в этом нет никакой театральности. Вообще в жизни и творчестве Галины Быстрицкой случайностей не бывает - теперь она сама уже признает, что ее на тот, "правильный", путь как будто вели за руку самые разные люди. В детстве "сорви-голова" - дралась, дружила с мальчишками, курить первый раз попробовала в 10 (!) лет. Готовилась в Литинститут, развернуло на 180 градусов, оказалась в Полиграфе, на курсе Юрия Бурджеляна (среди нынешних авторов проекта "Большое французское путешествие", кстати, несколько его выпускников). А дальше - любовь к импрессионистам, узнавание мира и места живописи в этом мире.

Живопись не актуальна? Посмотрим! Упрямый характер Галины Быстрицкой дал свои плоды. Все последние годы художница много путешествовала по миру. Была на Кубе и в Индии, регулярно заворачивала в любимую Францию. Только на днях вернулась из месячной командировки в Аргентину - надеемся когда-нибудь увидеть результаты. Изучение и копирование работ старых мастеров, их техник и приемов плюс чувственность, наблюдательность и энергетика привело к появлению собственной, "быстрицкой", живописной техники.

Мария Овсова