ЧБ
Современное искусство вступало в СССР - Россию как передовой отряд демократических свобод и либерализации жизни страны. Художники с радостью впитывали новые виды искусства. Отечественное культурное сообщество чаяло слияние с мировым, стремилось перенять язык, темы, стать частью большой инфраструктуры.
Раскрашенный в цвета импортных упаковок, веселый художественный произвол конца 80-х - середины 90-х стремился выплеснуться за любые границы - залов, профессиональных союзов, географических привязок, жанров. Искусству хотелось прямого контакта со зрителем, полной свободы. Ирония и драйв повсеместно с шипением растворяли любые препоны, регуляторы, ограничители. Художники с радостью вторгались на территорию дизайна, политики, моды, имиджмейкерства, глянцевых журналов, средств массовой информации.
По мере того, как пульс времени ослабевал, демократические иллюзии развевались, художественная активность падала вместе с интересом мира к российскому искусству, апроприаторы становились объектами апроприации. Искусство быстро перестало задавать тон в смежных областях, наоборот - нарождающийся рынок стал пользоваться статусом искусства в качестве маркетингового и PR-инструмента.
С середины 2000-х усиливающееся вмешательство государства в жизнь граждан, ограничение свободы, в первую очередь свободы высказывания, отсутствие обратной связи с властью, сращивание искусства с шоу-бизнесом, пассивность социума, разочарование в возможности искусства воздействовать на окружающую действительность вынуждало художников перемещать центр тяжести во внутреннее пространство. Для одних это послужило стимулом исследовать домашнюю, приватную, независимую внешней среды территорию. Для других, спасением от надвигающегося застоя оказалась сфера воспоминаний, индивидуальной и культурной памяти. Третьи отправились во внутреннюю эмиграцию в поисках универсальных ценностей или начал, не подверженных действию времени, моды и политики.
И для многих симптомом перехода из общественного в частное стал отказ от колорита.
Цвет узурпирован сферой рекламы и индустрией глянца. Экономия изобразительных средств, в том числе цвета, отдаляет художника от границ шоу-бизнеса и фиксирует эстетическом пространстве. Взгляд, устремленный в прошлое, так же становится черно-белым зрением. В тот период, когда не было ни билбордов, ни яркой одежды, ни сияющих машин закладывались основы цветовосприятия большинства российских художников.
И вообще, серый, в роли качественного прилагательного, описывает текущий момент лучше всего.
Александр Дашевский
"ЧБ СПб" - это проект автор, которого художник Александр Дашевский.
Кураторы Александр Дашевский и Марина Колдобская.
Выставка была сформирована из работ Петербургских художников работающих в области современного искусства и зачастую обращающихся к монохромному чёрно-белому колориту в материале подачи своих произведений.