10 июня - 3 июля 2011г.


 

ХУДОЖНИК. СУДЬБА. ВРЕМЯ.

   Художники, которых объединил наш проект, принадлежат разным поколениям, однако истоки их творческих судеб относятся к эпохе господства « социалистического реализма»,
к которому впрочем, не принадлежали, существуя парралельно. Не противостояли, не протестовали, не приспосабливались - трудились кто дворником, кто санитаром, кто реставратором; успешно оформляли книги, перебивались худфондовскими заказами и создавали станковые работы «в стол».
    Привычка официального художнического братства делить мир на своих и чужих относила их к чужим и чуждым. Их работы были аполитичны. Они творчески развивали пластические идеи западноевропейского искусcтва 20 века, интегрируя их на русской почве, восстанавливая разрушенные связи с миром. Само бытование этих работ исподволь меняло ригористический дух времени, готовя базу нынешнему плюрализму. Их творчество обозримо, они остались верны профессии, избранному методу и несмотря ни на какие коллизии времени и судьбы - состоялись, выстояли. Как в те времена, так и в эти - в новую эпоху не прогнувшись под требования рынка, салона, продолжая свой непростой путь поисков решений пластических, живописных, эстетических, ставя во главу угла критерий художественного качества - понятия исчезающего из нашей жизни.
    Кажется их звездный час пробил в начале 90-х, когда в нашей практике появились неведомые доселе профессии галеристов, дилеров, кураторов, открывались арт-ярмарки, активно комплектовались личные и корпоративные коллекции - этот процесс потребовал работ не с идеологической , а с художественной проблематикой. Частные галереи всех калибров стали играть заметную роль в художественном процессе. Именно благодаря деятельности галеристов звучит, набирая силу имя владимирского художника В.Дынникова, не ушло в забвение имя А.Буха, привлекая сегодня к себе внимание антикварного рынка. Галерея ARS LONGA познакомила московскую публику с творчеством питерских авторов В.Луки, Л.Казбекова, В.Чмутина, ART-RA с работами волгоградцев П.Зверховского и Г.Вяткина, расширяя границы представлений о российском искусстве 2-ой половины 20 века, которое существовало и за пределами МКАД, а благодаря появлению в 90-х множества неформальных объединений, организаций и частных инициатив, стало известно и за пределами нашей страны.
    Российские 90-ые закончились в 98-м. Бурный процесс открытий, событий пошел на спад. Кто не успел создать себе имя в эти благостные времена - тот остался в тени. Судьба работ большинства наших авторов не проста: для официального советского искусства они были слишком космополитичны, мощная трасавангардная волна отнесла их к «плюсквамперфекту», а для широкой публики они остались слишком интеллектуальными и элитарными.
    Мы акцентируем внимание художественной общественности на тот пласт отечественного искусства, который уже завтра уйдет безвозвратно так и не опознанный современниками, на творчество художников в котором синтезировались фундаментальная отечественная художественная школа, идеи русского модернизма 10-20-х годов, пластические искания западноевропейского искусства 20 века, российская ментальность и яркая индивидуальность.

Яхонтова Л.А.
Искусствовед
Член СХ России