Трудно представить, что еще лет 7 тому назад имя В. Дынникова было terra incognita в нашем искусстве. Сегодня его произведения представлены в музейных коллекциях, находятся в крупнейших частных собраниях, экспозиции его работ являются украшением самых престижных выставок.
Его жизнь прошла во Владимире, куда Дынников приехал в 1970-ом году ,после окончания Ленинградской Академии Художеств. Однако в сложившуюся здесь, так называемую, «владимирскую школу пейзажной живописи» он не вписался. Дынников упорно шел своим путем наперекор течениям, указаниям, рекомендациям и как следствие-так хорошо знакомый многим в советские годы чиновничий приговор-«пока я жив это не пройдет» и не проходило. Он был ни на кого не похож и в жизни и в искусстве. Независимый бунтарь с седыми кудрями до плеч, Дынников получил во Владимире, прозвище «Принц Датский» За внешний облик и за тот угадываемый, снедающий гнет вечных вопросов- быть или не быть, каким быть и как? Вспоминаются строчки одной театральной рецензии: «Гамлета сыграть нельзя - им надо быть, вполне таким, каким он создан Шекспиром. Тонкие натуры, наделенные гибельным избытком сердца, неумолимой логикою и чуткими нервами, более или менее носят в себе частицы гамлетовской страстной, нежной и глубокой натуры.» Читая дневники, стихи, записи на полях рисунков, в которых Дынников пытался осмыслить и сформулировать вектор своего творчества - понимаешь как напряженно он жил, с этим самым гибельным избытком сердца и обнаженными нервами, отдавая себе отчет в пережитом и созданном, сознавая ответственность за работы, которым дает художник своего рода права гражданства. Время все расставило по своим местам. Художник занял свое место в русском искусстве ХХ-ого века. О нем много сказано и написано. Но нынешняя выставка в театральном музее позволяет нам взглянуть на творчество Дынникова в новом измерении.
Обычно, рассматривая тему «Художник и театр» имеют в виду работы созданные художником станковистом для сцены. Мы попытались взглянуть на эту тему с иной точки зрения-театральность как художественный прием, как качество ,столь присущее В. Дынникову. Мы не найдем в наследии художника работ напрямую связанных с театром. Он не делал театральных эскизов, декораций, не писал задников, хотя театральная тема периодически звучала в его полотнах в разные годы: «Роль» 1981г, «Карнавал» 1983,»Анита» 1987, «Кармен», «Эсмиральда», «Певица» 1985, «За тебя»1987,и.т.д...Дынниковская связь с театром, ему современным, происходит в другой плоскости. Собственно тот синкретизм, к которому стремились различные виды искусства с начала прошлого века, осуществлялся не только на внешнем уровне, но и на более глубинном проникновении в чисто формальные воплощения. И театр, и живопись модернистской традиции существуют обособленно от повседневной жизни и быта. Они в равной степени приглашают зрителя перенестись в иллюзорный мир, в пространство, созданное на сцене или полотне, пространство, непереходимо отделенное от зрителя либо рамой картины, либо театральной рампой. За невидимой гранью которых и разворачиваются события . Ярче всего театрализация читается в удивительных портретах Дынникова. Художник редко пишет портреты конкретных людей, его герои необычны. Лишенные будничности, они решены с театральным утрированием черт, жестов, пластики, с тем форсированным звучанием, которое диктует театральная рампа. Его композиции, со странными смещениями и ракурсами, в нарушение всех канонов, скорее похожи на кинематографические кадры. Оснащенные чисто живописной драматургией сложными цветовыми гармонизациями, портреты эти рождают целый сонм ассоциаций, в том числе и театральных, воссоздавая не образы-миры: «Вражда», »Здешняя», «Черная королева», «Интеллигент», и. т. д.. В его холстах нет ничего случайного и как в хорошем спектакле - ружье стреляет в третьем акте. Художник режиссирует композиции, облекая в выверенные пластические формы свои чувства и мысли. В дневнике он запишет :«Как возвести ту ясную логическую систему личных ориентаций по отношению к частностям пластики? Моих именно ориентаций с выбором и решением по этому выбору . С выбором формата, с выбором в формате пластической схемы, с работой этой пластической схемы по сути того что хотелось бы выразить . Такая каша, такая живая неизбежная каша встречает любого и никто не сможет отделаться от поисков фразами типа как получиться, так и хорошо...» Важное место в творчестве В.Дынникова занимали такие жанры как пейзаж и натюрморт в которых приметы театрализации проявлялись по своему - прежде всего в предельно обобщенных решениях формы и цветового пятна, где плоские почти бутафорские предметы становятся поэтическими элементами, метафорическое смешение и смещение которых придают повседневным вещам высокий онтологический статус-театр вещей. Н. Озерова-Педерсон, посетившая мастерскую художника пишет:» Завораживают его натюрморты. Здесь яблоки и груши похожи на притаившихся мышей, готовых при малейшей опасности улизнуть с холста, здесь вазы, чайники, бутыли как в сказках великого датчанина Андерсена живут своей тайной жизнью...» Воображение художника дает связь и жизненную очевидность фрагментам скрытой действительности. Это метафорическое смешение и смещение приводит и к некоторой размытости традиционных жанровых границ- перевоплащений одного жанра в другой-пейзажи похожи на натюрморты, фигуры - на элементы пейзажа. Но что бы ни писал Дынников это скорее портреты его собственной души. Дынников стремился сказать многое в малом, иногда доходя в обобщении почти до знака, но всегда стремился донести чашу наполненной, не расплескать живых чувств. «Любая живописная работа-это мысль выраженная в цвете и мысль эта должна быть обязательно живой, царапающей равнодушное, успокоенное сознание.»
Какой бы темы ни касался художник - главным героем его живописи является цвет, а самым завораживающим для зрителя- живописная драматургия его полотен. Живописные коллизии, диалоги цветовых пятен, их взаимодействие, их конфликты, паузы, сложнейшие и неожиданные гармонизации-самым захватывающим сюжетом его живописи. Цвет в его работах не имеет ничего общего с обыденностью, он условен, но наполнен витальной силой и могучей энергией. Цвета Дынниковской палитры фирменные, дынниковский-космический, дынниковский синий-дух захватывает, инфернальный лиловый , глубинный и драматичный красный-буйство красок и смыслов-театр цвета. Анализируя творчество В. Дынникова мы часто невольно используем театральную терминологию - артистизм, игра ,перевоплощение ,но лучше всего свою связь с миром театра сформулировал сам художник в одном из своих стихотворений:
«Сценарист. Режиссер. Актер. Кино. А в руки мои все сразу дано...Мне легче, только холстину взять и кистью мягкой все сразу сыграть.»
Яхонтова Л.А.
Искусствовед
Член СХ России