Живопись Евгении Васильевой с первого же взгляда подкупает светлым, радостным мироощущением, добротой, искренностью, а значит - художник легко и естественно располагает к себе, вызывает симпатии и доверие зрителя. А что еще нужно для начала знакомства?
С первых же минут общения с экспозицией подкупает трепетное, почтительное отношение автора к классическому наследию. Сразу видно, что талантливая женщина потратила немало сил и энергии на постижение предшествующих культурных пластов. Причем в каждую живописную породу она погружалась до тех пор, пока не начинала понимать и чувствовать глубинную, органическую связь между всеми элементами и пространствами художественного космоса.
Согласно закону предопределенности, в каждом человеке от рождения заложен определенный набор неких духовных и материальных субстанций, который формирует его жизненные и эстетические пристрастия. Неспроста одни авторы предпочитают абстрактные выразительные средства, а другие чувствуют себя комфортно среди фигуративных композиций. За время путешествия по разным стилям и направлениям Евгении Васильевой посчастливилось найти свою точку отсчета. Ее взгляд на творчество можно определить как триединство 1) предмета, 2) обстоятельств, в которых он оказался, и 3) эмоций, которые возникшая ситуация рождает в душе автора. Поэтому представленные на выставке картины стоит оценивать не только с точки зрения их живописных достоинств, но и как некие эпизоды биографии.
Происки недоброжелателей привели к тому, что Евгения Васильева вынуждена создавать свои картины, находясь под домашним арестом. Так что виновницу сегодняшнего торжества - творческого отчета - с полным основанием можно считать главной лирической героиней ее сюжетов. Подчеркнутая пристрастность, причастность автора к происходящему проявляется в каждой работе - то в виде пытающейся вырваться на свободу страсти, то в едва заметной самоиронии, то в нескрываемой печали по поводу допущенной несправедливости, то в умудренном спокойствии философского созерцания (как известно, от катарсиса до просветления - один шаг). В результате отдельные мелодии, отражающие состояние и настроение автора в тот или иной момент, органично сплетаются в эпическую симфонию красок, которую объединяет тема сопротивления мастера попыткам неких недобрых сил укротить, обуздать, ограничить его творческий потенциал.
Цветущую сложность своего внутреннего мира Евгения Васильева выражает простыми и доходчивыми средствами. Художник придает первостепенное значение процессу обогащения живописного материала, доводя изображение до состояния предельной, максимальной концентрации. Она словно опасается, что смысловые и украшательские «излишества» уведут зрителя в сторону, рассредоточат его внимание, и тогда картина из мощного аккумулятора и источника живительных энергий превратится в обычный, хотя и вполне изящный предмет интерьера.
Евгения Васильева не просто объявляет войну «всему лишнему» - она, как истинная аристократка, исповедует культ сдержанности с его известным принципом - чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Перефразируя, можно сказать, что цвет для Васильевой - не столько средство передачи эмоциональных нюансов, сколько носитель идеи-мечты о будущей свободе. Вдумайтесь в парадоксальность момента. Узница, томящаяся в неволе, дарит нам, счастливым и безмятежным, цветы, которые она вырастила своими руками! Разве они не прекрасны вдвойне!
Вы присутствуете на первой выставке работ художницы. Тем самым вы стали свидетелем и участником исторического события - рождения еще одного представителя русского реалистического искусства. Согласитесь, что такое случается не каждый день. Впереди у Евгении Васильевой - усыпанная терниями и звездами дорога, которая просто обязана привести ее картины в лучшие выставочные залы и галереи мира. А иначе зачем художнику дорога, если она не ведет к храму Большого Искусства?
Игорь Дудинский
Евгения Васильева - дочь петербургского предпринимателя Николая Васильева. Окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работала юрисконсультом в различных коммерческих организациях. В 2006 году переехала в Москву. Занимала руководящие должности во властных структурах. В 2010 году перешла на работу в Минобороны. Награждена орденом Почета. Сейчас находится под домашним арестом в связи с расследованием дела в отношении бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Виновной себя не считает.
Будучи лишенной свободы, Евгения Васильева начала брать уроки живописи. Написала большое количество картин, которые привлекли внимание специалистов-искусствоведов.
«Цветы из неволи» - первая персональная выставка художницы.