16 октября - 25 октября 2014г.
Исчезновение с магазинных прилавков импортной рыбы и всяческих морских деликатесов из-за введенных санкций и ответных на них мер, безусловно, очень хороший фон для проведения выставки «Рыбный день». Однако не стоит спешить с обвинениями организаторов в обыгрывании и использовании сложившейся ситуации для «раскрутки» и пиара. Справедливости ради необходимо отметить, что идея экспозиции возникла задолго до происходящих сегодня событий. Кроме того, выставка действительно сильно далека от политических игр и сражений.
Для вошедших в экспозицию работ художников разных десятилетий ХХ века и приглашенных к участию современных авторов, идеально подходит определение искусствоведа Ирины Карасик, сделанное ей, правда, по другому поводу: «Здесь представляют преимущественно искусство «тихое», не озабоченное «местом под солнцем», не склонное к декларациям и манифестам. Искусство субъективное, естественное, органичное, не стремящееся к какой бы то ни было публичности и программности. Искусство неофициальное - не в политическом, а в самом прямом смысле слова. То, что делается для себя, имеет отношение к внутреннему миру, к творческой лаборатории художника».
Заявленная тема также не предполагает излишней шумихи или какого-то пафоса. Она несет в себе не столько смысловые функции, сколько объединяющие авторов разных эпох через общность пластического и стилистического мышления. Самые ранние работы относятся к 20-30-ым годам прошлого века. Живописные и графические произведения Николая Лакова, Марии Раубе-Горчилиной, Ольги Эйгес несут на себе отголоски бушевавших на художественной сцене страстей, борьбы между «измами» и «школами», различными группами и объединениями. Николай Лаков окончил Строгановку, оттачивал мастерство рисовальщика в студии Дмитрия Кардовского, осваивал азы конструктивизма в мастерской Александра Родченко, входил в объединение «Бытие». Его живописное произведение «Рыбаки на Азове» 1923 года перекидывают своеобразный живописный мостик к произведениям авторов 1960-1980-е годов - Александра Глускина, Ростислава Барто, Евгения Расторгуева, Валерия Каптерева, Германа Ратнера, Лидии Полянской, Леонида Сойфертиса, Александра Богословского-младшего. В произведениях этих художников явно прослеживается стремление к творческой свободе, соединенное с эстетикой и живописной культурой предшественников. Небольшие, выразительные мозаики Саши Фоминой и Феликса Буха вносят в экспозицию одновременно декоративность и основательность, привлекая зрителя своей материальностью и желанием прикоснуться к прекрасному в прямом смысле этого слова. 2000-е годы представлены работами Игоря Ермолаева, Андрея Кима, Ольги Пасечник и Николая Тесенкова. Несмотря на кажущуюся свободу стиля и вольную интерпретацию темы, художники являются бережными продолжателями лучших живописных традиций своих предшественников.
Среди экспонентов, пожалуй, нет ни одного имени, которое было бы «известно миллионам». Собственно, эти авторы никогда и не ставили перед собой задачу быть в тренде или на слуху, им более интересны пластические игры, живописные изыскания, конструирование картинного пространства и честность авторского высказывания. Хочется верить, что не будучи «ангажированным» магией больших имен, зрителю будет интересно познакомиться с экспонируемыми работами.